ЧТО ТАКОЕ ФРАНШИЗА. ЕЁ УЧАСТНИКИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАНШИЗЫ
Франшиза представляет собой лицензию компании, которую можно приобрести на особых условиях. Как правило, у компании преимущество на рынке, она знает, как получать прибыль и умеет делиться этими знаниями.
Простыми словами, франшиза – это покупка права на использование бренда, либо «готовый бизнес под ключ». Фирма может заниматься любым видом деятельности, главная цель которого – это получение дохода. Сама франшиза представляет собой головную фирму, и партнёры покупают право на пользование и партнёрство, как правило, сами продавать они её не могут. В исключительных случаях партнёр может найти покупателя и продать свою лицензию, при этом он выходит из франшизы.
УЧАСТНИКИ ФРАНШИЗЫ
Три основные группы клиентов:
- Начинающие предприниматели – такой вид бизнеса будет хорошим стартом для нового участника рынка;
- Опытные предприниматели – покупают готовый бизнес, чтобы сэкономить время и затраты;
- Повторные покупатели франшизы – уже работают с фирмой и расширяются.
Франшиза
Головной центр состоит из команды профессионалов, которые помогают вести деятельность действующих партнёров. Создают новые идеи, улучшают продукт, составляют перспективы развития компании.
Задачи франшизы:
- Поддержка партнёров;
- Разрешение проблем;
- Передача знаний и навыков;
- Предоставление услуг узких специалистов (дизайн маркетинговых материалов, удалённая настройка программ, техподдержка и прочее);
- Обучение нововведениям.
Что получает партнёр
Обычно в покупку франшизы входит:
- Товарный знак;
- Обучение;
- Бизнес-модель;
- Передача разработок компании (технология производства, маркетинговые материалы и тд.);
- Консультационная и техническая поддержка.
Реже:
- Поиск поставщиков, найм и обучение сотрудников;
- Подбор оборудования, регламенты;
- Настройка оборудования, помощь с отладкой процессов.
Некоторые считают, что покупка франшизы – это для тех, кто ничего не хочет делать и просто зарабатывать деньги, однако это далеко не так. Партнёру необходимо изучить всю документацию по работе, знать все бизнес-процессы, пройти технологическую отработку, участвовать напрямую в создании своего бизнеса – так получается интересный продукт. Работая по шаблону, невозможно в точности повторить оригинал, и поэтому в зависимости от франчайзи создаётся новое видение идеи франшизы.
Открытие по франшизе приносит предпринимателям наибольшую стабильность, так по разным оценкам выживает около 9 предприятий из 10, которые были открыты по франшизе, и всего 6 из 10 открытых самостоятельно.
Виды затрат по франшизе:
- Паушальный (вступительный) взнос – плата за право передачи наработок, поддержку, обучение и тд.
- Инвестиции – сумма, которая пойдёт на открытие бизнеса (аренда помещений, закуп товара, покупка оборудования и тд.), иногда включает в себя Паушальный взнос.
- Роялти, выражается в % или фиксированной суммой – ежемесячная плата за использование бренда и поддержки, может быть с отсрочкой на несколько месяцев.
- Маркетинговый взнос, выражается в % или фиксированной суммой – плата за рекламу компании, продвижение и лояльность клиентов.
- Дополнительные затраты – могут понадобиться на непредвиденные расходы, услуги, время на выход на точку безубыточности.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОТКРЫТИЯ ПО ФРАНШИЗЕ
Плюсы | Минусы |
Готовый бизнес под ключ | Чужая сформированная идея |
Поддержка в бизнесе, команда для консультации и решения проблем | Частично доверие своего бизнеса компании |
Работа с известным брендом | Работа под чужим именем |
Готовы и протестированные решения: поставщики, оборудование, регламенты, технология и тд. | Соблюдение правил франшизы, которы по договору нельзя нарушать |
Франчайзер устанавливает территорию, учитывая конкуренцию и занимается рекламой бизнеса | Плата за готовые решения в виде паушального взноса и роялти |
Итоги
Для того чтобы создать свой бизнес с нуля, наработать и запустить его в массы, потребуется много времени, финансовых затрат и сил. Вы можете организовать весь бизнес сами, но вопрос в том, получите ли вы тот эффект и ту прибыль, что запланировали? Помимо этих проблем, чтобы занять свою нишу на рынке, необходимо пройти входные барьеры в виде конкурентов, подбора поставщиков и условий этого рынка, но об этом мы поговорим чуть позднее.