ЧТО ТАКОЕ ФРАНШИЗА. ЕЁ УЧАСТНИКИ. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАНШИЗЫ

Франшиза представляет собой лицензию компании, которую можно приобрести на особых условиях.  Как правило, у компании преимущество на рынке, она знает, как получать прибыль и умеет делиться этими знаниями.

Простыми словами, франшиза – это покупка права на использование бренда, либо «готовый бизнес под ключ». Фирма может заниматься любым видом деятельности, главная цель которого – это получение дохода. Сама франшиза представляет собой головную фирму, и партнёры покупают право на пользование и партнёрство, как правило, сами продавать они её не могут. В исключительных случаях партнёр может найти покупателя и продать свою лицензию, при этом он выходит из франшизы. 

УЧАСТНИКИ ФРАНШИЗЫ

Три основные группы клиентов:

  1. Начинающие предприниматели – такой вид бизнеса будет хорошим стартом для нового участника рынка;
  2. Опытные предприниматели – покупают готовый бизнес, чтобы сэкономить время и затраты;
  3. Повторные покупатели франшизы – уже работают с фирмой и расширяются.

Франшиза

Головной центр состоит из команды профессионалов, которые помогают вести деятельность действующих партнёров. Создают новые идеи, улучшают продукт, составляют перспективы развития компании.

Задачи франшизы:

  1. Поддержка партнёров;
  2. Разрешение проблем;
  3. Передача знаний и навыков;
  4. Предоставление услуг узких специалистов (дизайн маркетинговых материалов, удалённая настройка программ, техподдержка и прочее);
  5. Обучение нововведениям.

Что получает партнёр

Обычно в покупку франшизы входит:

  • Товарный знак;
  • Обучение;
  • Бизнес-модель;
  • Передача разработок компании (технология производства, маркетинговые материалы и тд.);
  • Консультационная и техническая поддержка.

Реже:

  • Поиск поставщиков, найм и обучение сотрудников;
  • Подбор оборудования, регламенты;
  • Настройка оборудования, помощь с отладкой процессов.

Некоторые считают, что покупка франшизы – это для тех, кто ничего не хочет делать и просто зарабатывать деньги, однако это далеко не так. Партнёру необходимо изучить всю документацию по работе, знать все бизнес-процессы, пройти технологическую отработку, участвовать напрямую в создании своего бизнеса – так получается интересный продукт. Работая по шаблону, невозможно в точности повторить оригинал, и поэтому в зависимости от франчайзи создаётся новое видение идеи франшизы.

Открытие по франшизе приносит предпринимателям наибольшую стабильность, так по разным оценкам выживает около 9 предприятий из 10, которые были открыты по франшизе, и всего 6 из 10 открытых самостоятельно.

Виды затрат по франшизе:

  1. Паушальный (вступительный) взнос – плата за право передачи наработок, поддержку, обучение и тд.
  2. Инвестиции – сумма, которая пойдёт на открытие бизнеса (аренда помещений, закуп товара, покупка оборудования и тд.), иногда включает в себя Паушальный взнос.
  3. Роялти, выражается в % или фиксированной суммой – ежемесячная плата за использование бренда и поддержки, может быть с отсрочкой на несколько месяцев.
  4. Маркетинговый взнос, выражается в % или фиксированной суммой – плата за рекламу компании, продвижение и лояльность клиентов.
  5. Дополнительные затраты – могут понадобиться на непредвиденные расходы, услуги, время на выход на точку безубыточности.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ОТКРЫТИЯ ПО ФРАНШИЗЕ

ПлюсыМинусы
Готовый бизнес под ключЧужая сформированная идея
Поддержка в бизнесе, команда для консультации и решения проблемЧастично доверие своего бизнеса компании
Работа с известным брендомРабота под чужим именем
Готовы и протестированные решения: поставщики, оборудование, регламенты, технология и тд.Соблюдение правил франшизы, которы по договору нельзя нарушать
Франчайзер устанавливает территорию, учитывая конкуренцию и занимается рекламой бизнесаПлата за готовые решения в виде паушального взноса и роялти

Итоги

Для того чтобы создать свой бизнес с нуля, наработать и запустить его в массы, потребуется много времени, финансовых затрат и сил. Вы можете организовать весь бизнес сами, но вопрос в том, получите ли вы тот эффект и ту прибыль, что запланировали? Помимо этих проблем, чтобы занять свою нишу на рынке, необходимо пройти входные барьеры в виде конкурентов, подбора поставщиков и условий этого рынка, но об этом мы поговорим чуть позднее.